Прошу разъяснить отдельные вопросы к методическим рекомендациям «Организация непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих (служащих) на производстве», утвержденные Первым заместителем Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь П.П. Грушником, 25.09.2012 г., Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь А.И. Жуком 24.09.2012 г., согласованные Председателем Федерации профсоюзов Беларуси Л.П. Козиком 25.09.2012 г. (далее - Рекомендации).
В абзаце четвёртом главы 4 рекомендаций указано следующее: «Наниматели вправе принимать на работу лиц, не имеющих профессии и квалификации. При этом допускается проведение первоначального профессионального обучения лиц, не имеющих профессии и квалификации, на рабочем месте». Требуется пояснение, что значит проведение первоначального профессионального обучения на рабочем месте. Согласно пункту 8 Положения о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденного постановлением Совета министров Республики Беларусь 15 июля 2011г. №954 (далее – Положение № 954) основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) является учебное занятие – лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное занятие. Как занятие может проводится на рабочем месте (у токарного станка, в кабине погрузчика, на посту сварщика и т.д.), в каких условиях и с использованием каких средств обучения? Кто на рабочем месте должен проводить теоретическое обучение, которое в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс) должно осуществляться лишь в очной форме получения образования педагогическими работниками, имеющими высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии. (пункт 26 Положения).
Ранее, в утратившем силу Постановлении Совета Министров Республики Беларусь 15 мая 2007 г. № 599 согласно пункту 53, допускалось теоретическое обучение проводить лицам, имеющим высшее или среднее специальное образование по соответствующему обучаемой профессии профилю, при этом, не являясь педагогическим работникам.
Согласно квалификационным требованиям, данные работники должны иметь высшее педагогическое (инженерно-педагогическое образование) либо высшее образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психолого-педагогической подготовки для преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин. Где найти на производстве такого педагогического работника?
Согласно абзацу пятому главы 4 рекомендаций - в случае необходимости обучения рабочих для присвоения им более высоких начальных квалификационных разрядов, чем установлено Перечнем, рекомендуется осуществлять с обязательным увеличением сроков подготовки. На сколько, в этом случае, величин более высокий квалификационный разряд может отличаться от начального, предусмотренного перечнем, а также на сколько, при этом, часов, недель или процентов можно увеличивать сроки профессиональной подготовки?
Согласно ст. 241 Кодекса, слушателю при освоении образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) выдаются на весь период получения дополнительного образования взрослых билет слушателя и зачетная книжка. Необходимо ли в условиях обучения на производстве выдача этих документов? Где их можно приобрести?
Согласно ст. 59 Кодекса, образовательные отношения возникают на основании договоров в сфере образования. Необходимо ли заключать договор, так как предприятие выступает как заказчик и исполнитель в одном лице? Какая, в этом случае, должна быть форма договора?
Ответ: Хотелось бы обратить внимание на то, что согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361–З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» методические рекомендации не относятся к числу нормативных правовых актов.
В свою очередь в силу ст. 1 названного Закона нормативным правовым актом, является официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Методические рекомендации, в силу того, что они не носят общеобязательной и долгосрочной направленности, являются как правило, документом, который принимается на какой – то кратковременный период ввиду отсутствия нормативных правовых актов или отдельных положений данных актов, регулирующих те или иные общественные отношения.
Задачей методических рекомендаций, является определение последовательности какой – либо деятельности, описание тех или иных процессов и методик, используемых при выполнении соответствующей работы или осуществлении некоторых действий.
Практика показывает, что методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой - либо проблемы, проведения мероприятий, влияющих на качество соответствующей общественно полезной деятельности.
Авторы рассматриваемых рекомендаций постарались конкретизировать правила, получившие закрепление в актах законодательства, регулирующих непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих). Вместе с тем, отдельные положения рекомендаций требуют более чёткой конкретизации, поскольку в действительности не совсем полно увязаны с нормами тех законодательных и иных нормативных правовых актов, в которых определён порядок организации и проведения образовательного процесса по повышению квалификации, переподготовке и профессиональной подготовке рабочих (служащих), а также практикой обучения рабочих непосредственно на производстве.
Следует отметить, что понятие «первоначальное профессиональное обучение», используемое в абзаце четвёртом главы 4 рекомендаций, в актах законодательства, устанавливающих образовательную деятельность не нашло легального закрепления и определения.
Вместе с тем, в некоторых нормативных правовых актах, например, предусматривающих исчисление стажа работы отдельным категориям работников оно используется. Так, в частности, о первоначальном профессиональном обучении говорится в Инструкции о порядке исчисления стажа работы и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет гражданскому персоналу органов пограничной службы Республики Беларусь, утверждённой постановлением Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 6 января 2006 г. № 3 применительно к включению этого периода деятельности в стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет лицам, из числа гражданского персонала органов пограничной службы Республики Беларусь.
Поскольку в заданном вопросе сказано о гражданах принятых на работу и не имеющих профессии и квалификации, то это надо полагать означает обучение работников с использованием образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), направленной на приобретение профессии лицами, не имеющими такой профессии, что вытекает из пункта 9 ст. 242 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243 – З.
Следовательно, по своей сущности профессиональная подготовка работников означает ни что иное как «первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих профессии и квалификации, на рабочем месте».
Необходимо отметить, что в действительности в силу пункта 8 Положения № 954 основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих) является учебное занятие - лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное занятие.
Если соответствующий вид непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих) проводится в учреждении дополнительного образования взрослых, имеющем право осуществлять повышение квалификации, переподготовку, профессиональную подготовку рабочих (служащих), то для проведения перечисленных занятий здесь имеется необходимая учебно – материальная база, позволяющая эффективно проводить любой из названных компонетов учебного процесса.
Однако следует в то же время отметить, что в Положении № 954 в отличие от ранее действовавшего Положения о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), которое было утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 599 не говорится о необходимости создания соответствующей материально – технической базы для реализации образовательных программ непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 4 Положения № 954 непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих осуществляется в случае необходимости данного обучения для собственных нужд организации в соответствии с коллективным договором, соглашением, трудовым договором, по заявкам других организаций на основе договоров. А из этого следует, что данное обучение требуется надлежащим образом организовать. Так, например, непрерывное профессиональное обучение должно включать разработанную для его проведения учебно – программную документацию, составленную согласно Рекомендации «Об общих требованиях к разработке и утверждению учебно - программной документации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих)», утверждённой Первым заместителем Министра образования А.И. Жуком 15 мая 2012 года (сайт Министерства образования Республики Беларусь – edu.gov.by, раздел «Дополнительное образование взрослых» (подраздел «Нормативное правовое обеспечение»)
В данной Рекомендации указано в частности, что организационно -методическое сопровождение работ по подготовке к утверждению проектов типовых учебных планов профессиональной подготовки и переподготовки рабочих и их экспертиза осуществляются учреждением образования «Республиканский институт профессионального образования» (УО РИПО).
Утверждённые типовые учебные планы регистрируются в УО «РИПО», там же хранятся контрольные экземпляры.
Типовые учебные планы профессиональной подготовки и переподготовки рабочих (служащих) пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
Учебные планы, учебные программы учреждений образования (организаций) по профессиональной подготовке, переподготовке пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 года.
Учебно-тематический план и учебная программа повышения квалификации пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в 2 года.
Учебно-программная документация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) разрабатывается учреждениями образования, организациями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующими образовательные программы повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих), и утверждается их руководителями.
Как можно заметить исходя из сказанного, разработка учебно – программной документации – это один из важнейших подготовительных этапов к проведению занятий в системе непрерывного профессионального обучения рабочих (служащих), который должен кроме того предусматривать и подготовку соответствующей учебной базы (классов, лабораторий, цехов, библиотек и других объектов, способствующих качественному проведению обучения). Если в организации нет соответствующей службы, в том числе и специалистов, которые должны вести всю эту работу (либо им вменено в качестве дополнительных обязанностей заниматься этой работой), о чём сказано и в главе 3 «Организация работы службы (управления, отдела, сектора, бюро) или инженера по подготовке кадров» рекомендаций, то организовывать и проводить непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих) непосредственно на производстве нецелесообразно.
В соответствии с пунктом 26 Положения № 954 при реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) обучение осуществляют педагогические работники и мастера производственного обучения, инструкторы производственного обучения рабочих массовых профессий.
Если в Положении, которое было утверждено постановлением Правительства Республики Беларусь от 15 мая 2007 г № 599 предусматривалось, что теоретическое обучение могли осуществлять также лица, имеющие высшее или среднее специальное образование по соответствующему обучаемой профессии профилю (то есть не исключены были случаи, когда теоретическое обучение могли осуществлять лица, не имеющие высшего или среднего специального образования по соответствующему обучаемой профессии профилю), то в Положении № 954 установлено, что теоретическое обучение должны осуществлять педагогические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование по профилю, соответствующему обучаемой профессии.
Соответственно, если теоретическое обучение планируется проводить непосредственно в организации и там нет специалистов, имеющих педагогическое образование, соответствующее кроме того профилю обучаемой профессии, то организации придётся заключать договор на проведение занятий с педагогическими работниками учреждений образования или иных организаций, которым дано право заниматься образовательной деятельностью. Как правило, в таких случаях заключаются договора гражданско – правового характера на оказание образовательных услуг, путём осуществления оплаты педагогическим работникам в зависимости от объёма проведённых ими в течение периода обучения учебных часов. Они ещё имеют неофициальное название - договора на почасовую оплату.
Кроме того, необходимо учитывать, что о возможности привлечения для обеспечения непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих (служащих) в организациях педагогических работников, мастеров производственного обучения учреждений образования, высококвалифицированных специалистов других организаций указано в пункте 27 Положения № 954.
В развитие абзаца пятого главы 4 названных рекомендаций полагаем необходимым разъяснить следующее.
Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих ведётся в соответствии с Перечнем профессий для подготовки рабочих, утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 8 августа 2011 г. № 221/74/73/129 (далее – Перечень), в котором помимо наименований профессий рабочих содержатся сроки обучения, а также диапазон присваиваемых квалификационных разрядов по профессиям (класс, категории).
При этом следует иметь в виду, что обучение на производстве в дополнение ко всему сказанному может проводиться только по профессиям, указанным в названном Перечне.
Сроки обучения регулируются как Перечнем, так и Положением № 954 (например, обучение изготовителя пищевых полуфабрикатов 2-го разряда должно осуществляться в течение двух месяцев).
В некоторых случаях в соответствии с пунктом 6 Положения № 954 сроки обучения могут сокращаться. Так, для лиц, освоивших содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) без присвоения квалификационного разряда (класса, категории), а также имеющих среднее специальное или высшее образование, допускается сокращение сроков обучения при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с учётом имеющихся у них знаний, умений и навыков.
Вместе с тем, сказанное в абзаце пятом главы 4 рекомендаций по поводу обучения с обязательным увеличением сроков подготовки, необходимых для усвоения обучаемым лицом знаний и умений, позволяющих выполнять работы, определённые требованиями ЕТКС требует разъяснения Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты, осуществлявшими подготовку и производившими утверждение данных рекомендаций.
Мы полагаем, что поскольку на нормативно – правовом уровне этот вопрос не нашёл пока достаточного урегулирования, то руководители организаций, осуществляющие обучение не вправе самостоятельно принимать решение об увеличении сроков обучения.
В то же время, если этот вопрос получил необходимую разработку и обоснование на уровне местных, отраслевых органов государственного управления, иных вышестоящих организаций, нашёл соответствующую поддержку в профсоюзах и согласован с компетентными органами, принимавшими указанный Перечень, до внесения в него необходимых изменений и дополнений, то увеличение сроков обучения в этом случае вполне может быть произведено.
На данный момент не сделано пока никаких официальных уточнений по поводу возможности не осуществлять выдачу билета слушателя и зачётной книжки работнику, проходящему непрерывное профессиональное обучение на производстве (переподготовка рабочих (служащих), профессиональная подготовка рабочих (служащих). В этой связи выдача таких документов в организациях, где производится обучение, должна действовать.
При этом следует отметить, что постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12 августа 2011 г. № 225 «Об установлении образцов билета слушателя и зачётной книжки» определены - образец билета слушателя согласно приложению 1; описание билета слушателя согласно приложению 2; образец зачетной книжки согласно приложению 3; описание зачётной книжки согласно приложению 4.
Соответственно при организации и проведении занятий на производстве в системе переподготовки рабочих (служащих), профессиональной подготовки рабочих (служащих), организации должны руководствуясь названным постановлением Министерства образования Республики Беларусь осуществлять выдачу указанных документов.
Договорные отношения по поводу соответствующего вида непрерывного профессионального обучения, осуществляемого с работниками организации должны регулироваться в том случае, если работник направляется на обучение в учреждение образование или иную организацию.
Если же организация осуществляет обучение на своей базе в соответствии с установленным порядком, то никаких договоров на обучение со своими работниками она в соответствии со ст. 59 Кодекса об образовании, не заключает.
Вместе c тем следует учитывать, что постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля 2011 г. № 99 «Об утверждении типовых форм договоров в сфере образования» утверждены типовые формы - договора о подготовке специалиста (рабочего) со средним специальным образованием на платной основе; договора о переподготовке рабочего (служащего) за счёт средств республиканского (местного) бюджета; договора о переподготовке рабочего (служащего) на платной основе; договора о повышении квалификации рабочего (служащего) за счёт средств республиканского (местного) бюджета; договора о повышении квалификации рабочего (служащего) на платной основе; договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета; договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе.